Вторник, 11.12.2018, 14:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Ханты-Мансийский центр социальной помощи семье и детям

Меню сайта
Категории раздела
информация [0]
для сведения [0]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Анкета
...
Парад мам
Наш опрос
Считаете ли Вы, что работники организации вежливы и доброжелательны:
Всего ответов: 16
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 2
    Пользователей: 1
    Vega

    Подростковый возраст

    Опасности и возможности подросткового возраста

    Подростковый возраст называют кризисным. В последнее время слово «кризис» у всех на слуху. Правда, связано это в основном с экономическими потрясениями. Слово «кризис» в китайском языке состоит из двух иероглифов – опасность и возможность. В этом ключе кризис можно представить как период резких изменений, несущих в себе зерно развития. Но что это слово означает применительно к подростковому возрасту?

                В возрасте от 11 до 15 лет с ребенком происходит ряд изменений.

    Организм подростка меняется на уровне физиологии. Ребенок резко прибавляет в росте. Сразу организм подростка не может приспособиться к увеличению размеров тела, поэтому в этом возрасте для несовершеннолетних свойственна некоторая угловатость движений и неуклюжесть. Внутренние органы развиваются с разной скоростью. В связи с этим возникают трудности в работе сердца, легких, кровоснабжения головного мозга. Поэтому для подростка характерны периоды сосудистого и мышечного тонуса, вызывающие быструю смену физического состояния и настроения.

    Перестраивается гормональная система. Увеличение доли эстрогена и гонадотропина влияет на половое созревание. У подростков появляются первичные половые признаки. У девочек вырастают молочные железы и начинаются менструации. У мальчиков появляется кадык и волосы на лице, меняется голос. Большинство подростков стесняются этих изменений, часто испытывают физический и психологический дискомфорт.

    Резкая смена настроений и психических состояний, повышенная возбудимость, импульсивность, проявление полярности и амбивалентности реакций, эмоциональная неустойчивость, утомляемость, раздражительность – наиболее яркие особенности проявления изменений в нервной системе и эмоциях, возникающих у подростка. В сфере личности они приводят к неусидчивости, смене настроения, которые родители и учителя часто воспринимают как лень.

    Основное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости. Проявляться оно может в нескольких моментах.

    Во-первых, это подражание внешним признакам взрослости — курение, игра в карты, употребление спиртного, особый лексикон, стремление к взрослой моде, прическе, косметике. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни. Психологи и социологи называют это «низкой культурой досуга». При этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время в компании  с соответствующими жизненными ценностями.

    Во-вторых, это равнение мальчиков-подростков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, выносливость, воля, преданность товарищам, верность настоящей мужской дружбе. Этот вид «взрослости» может иметь две стороны.

    Положительно, если ребенок начинает заниматься спортом и имеет позитивные установки на приведенные понятия.

    Отрицательная сторона заключается в том, что подростков тянет особая жизнь в кругу себе подобных, где провозглашаются сила, жестокость, агрессия, нетерпимость.

    В-третьих, это проявление социальной зрелости, которая  возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности. Когда подросток чувствует себя нужным и полезным в процессе сотворчества, тогда он занимает место помощника взрослого. Обычно социальная взрослость наблюдается в семьях, переживающих трудности. Там подросток фактически занимает ведущую роль. Здесь забота о близких и их благополучии принимает характер пожизненных ценностей этого человека.

    В-четвертых, конечно же, интеллектуальная зрелость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний подростка — это результат его самостоятельной работы.

                С подростком, который чувствует себя взрослым, уже не получится общаться с «высоты своего опыта». В этом возрасте с ребенком можно достичь контакта, только общаясь на равных.

    В силу ряда вышеназванных причин с некоторыми подростками становится очень сложно общаться.

                Родителям необходимо понимать, что в этот сложный возрастной период очень важно быть вместе со своим взрослеющим и меняющимся чадом. Этот возрастной период опасен для подростка появлением вредных привычек в попытке самоутвердиться, быть взрослым. Существует опасность появления беспорядочных половых связей, увлечения экстремальными видами спорта, склонностью к необоснованному риску и даже попыток суицида.        

                Вместе с тем, этот возрастной период дает молодому человеку возможность самоопределиться в выборе будущей профессии, реализоваться в спорте и художественных видах деятельности, научиться строить продуктивные отношения с лицами противоположного пола. При чуткой поддержке семьи молодому человеку будет гораздо проще стать взрослым человеком и полноценной личностью, имеющей четкую систему ценностей и жизненных ориентиров.

    Многие родители испытывают трудности во взаимоотношениях со своими детьми подросткового возраста. Следующие рекомендации могут помочь родителям установить доверительные отношения в семье.

    • Для того чтобы существовала эмоциональная связь с подростком, проводите с ним вместе какое-то время, чтобы он не ощущал себя покинутым и одиноким. Общайтесь с подростком на интересующие его темы, изучите молодежную субкультуру, читайте их журналы, чтобы быть «продвинутыми». Тогда ребенок почувствует, что он и его мир вам интересны, и станет больше доверять вам. Однако, следует воздержаться от критики молодежных движений, стилей, музыки, моды в присутствии подростка. Вы можете потерять нить общения с ним.

    • Не отказывайте подростку в общении с вами, даже если для этого нужно будет отложить дела.

    • Никогда не обсуждайте личность подростка и его поступки в присутствии других людей, особенно друзей или сверстников. Они не любят, когда их с кем-то сравнивают, ставят других в пример. Это расценивается как посягательство на его личность.

    • Подросток должен чувствовать себя полезным. Дайте ему возможность почувствовать себя помощником в каком-то общем семейном деле.

    • Не злоупотребляйте своей любовью и заботой. Старайтесь не проживать за него жизнь. Фразы «Я лучше знаю, как тебе поступить» или «Я делаю это ради тебя, потому что люблю тебя» неискренни и не воспринимаются подростками.

    • Никогда не оскорбляйте подростка. Когда ребенок слышит от родителей враждебные, резкие, грубые слова, он сохраняет обиду на всю жизнь. Уж очень тонко устроены психика подростка и его восприятие окружающего.

    • Родители, злоупотребляющие своей властью физически, шлепая, толкая, избивая детей, могут причинить вред физическому и психическому развитию, а еще больший вред — эмоциональному развитию подростка, что значительно осложнит его взрослую жизнь.

    • Помните, подросток — не ребенок. Он находится на стадии перехода к взрослой жизни, его основные качества — независимость и самоопределение. Родители, которые продолжают общаться с подростком так же, как общались с ним в детстве, не получат ожидаемых результатов. Насильно навязанные собственные принципы приводят к спорам, утрате самообладания и оскорблениям. Такое поведение становится эмоционально губительным для подростка. Попытки родителей спорить с подростком, чтобы заставить его повиноваться, на самом деле побуждают подростка к бунту.

    • Подросток хочет быть частью семьи и в то же время быть независимым от семьи. Часто это выражается как потребность в личном пространстве. Выделение личного помещения и возможность его самостоятельно оформить — вот те желания подростков, которые, если удовлетворяются в сопровождении проявлений любви, способствуют формированию чувства независимости.

    • Подростки нуждаются в эмоциональной независимости. Когда вы спрашиваете девочку-подростка о каком-нибудь ее друге, она обвинит вас в том, что вы лезете не в свое дело. Это не означает, что она от вас что-то скрывает. Это говорит лишь о том, что, не раскрывая родителям своих чувств и мыслей, она утверждает свою эмоциональную независимость. Родители должны уважать подобный настрой подростков. Потребность в данном виде независимости может проявляться в нежелании принимать ваши проявления любви, против которых раньше они ничего не имели.

    • Подростка необходимо поддерживать. И одним из способов поддержки является похвала. Только одним из факторов похвалы должна быть искренность, а другим — то, что похвала должна быть конкретной. Если родители не могут похвалить подростка за результаты или конкретные действия, то необходимо оценить его старание.

    • Подростки часто выбирают друзей самостоятельно. Родители, которые понимают ценность независимости для подростка, разрешат ему проводить время вне семьи и не станут с этим спорить. Желание подростка быть с друзьями — это не отказ от родителей; это свидетельство того, что его горизонты общения расширяются.

    • Важная область подростковой независимости — это их музыкальные вкусы. Подростки выбирают свою музыку. Нет в подростковой культуре ничего важнее, чем музыка. Музыка способна тронуть сердце и душу человека. Родитель, который критикует музыку, выбранную подростком, косвенным образом критикует и самого подростка.

      Также хочется упомянуть о таком понятии как безусловная любовь. Безусловная любовь — это такая любовь, когда вы любите своего ребенка вне зависимости от его качеств и особенностей. Не важно, как он выглядит, каковы его склонности, достоинства и недостатки. Не важно, как он себя ведет.

      Но это вовсе не значит, что вам всегда должно нравиться его поведение. Безусловная любовь — это когда вы любите подростка, даже если не одобряете его поступков.

       

      Составитель - психолог отделения психолого-педагогической помощи

      Использованная литература: